Начиная разбираться в теме франчайзингового бизнеса, вы наверняка задавались вопросом: а как отделить франчайзинг и собственно франшизу? Давайте разберемся вместе.
Известно, что пионером франчайзингового бизнеса в том виде, каким мы его знаем сегодня, был Исаак Зингер, основатель компании по производству швейных машинок. Уже в середине XIX в. «Зингеры» были настолько популярны, что собственных мощностей предпринимателю не хватало, и он физически не мог удовлетворить растущий спрос. Тогда он заключил договора с другими предприятиями, дав им право производить такие же машинки под собственной маркой. В итоге выиграли все:
Так зародилась модель бизнеса, которая хоть и менялась со временем, но всё же сохранила основные свои черты до сегодняшнего дня.
Основным субъектом франчайзинга является франчайзер. Это может быть как отдельный человек, так и группа людей или отдельное юридическое лицо.
1) ФРАНЧАЙЗЕР разрабатывает идею своего бизнеса, выстраивая работающую модель, которую впоследствии можно будет масштабировать как во времени, так и в пространстве. Возможность масштабирования или воспроизведения – это важный момент, потому что для франшизы не подойдет идея, которая тесно привязана к какой-либо местности или конкретному событию. Например, если кто-то торгует на Дальнем Востоке камчатскими крабами, вряд ли получится создать федеральную сеть с магазинами вплоть до Калининграда. Транспортные издержки похоронят будущий бизнес ещё до его старта.
Если же кто-то захочет стать владельцем бизнеса с уже раскрученным востребованным брендом (как пример из отечественных марок – «Теремок» или «Додо Пицца»), можно приобрести у франчайзера франшизу.
2) ФРАНШИЗА – это всё, что входит в понятие «упакованный бизнес». Архитектурные решения, элементы дизайна и оформления, ценообразование в рамках конкретного бизнеса, правила подбора сотрудников и т. д. Иначе говоря, покупая франшизу, предприниматель приобретает готовую (и, что очень важно) работающую бизнес-модель. Здесь уже не нужно ничего придумывать, пробовать, настраивать и экспериментировать.
3) Тот же, кто приобретает франшизу, автоматически становится ФРАНЧАЙЗИ. Или – одним из партнёров франчайзера. Отношения между франчайзерами и франчайзи могут строиться по-разному, что находит своё отражение в договоре. Где-то у франчайзи больше свободы, где-то действует правило «шаг вправо, шаг влево – расстрел».
4) Что же тогда такое ФРАНЧАЙЗИНГ? Так называется сама модель бизнеса, в рамках которой действуют франшизы.
Мы объяснили разницу между франшизой и франчайзингом простыми словами. Эта тема для нашей компании по-настоящему близка и понятна, поскольку бренд Binny Native Place уже семь лет работает как франшиза, развивая собственную сеть частных детских садов по всей России и за её пределами. Мы внедряем современные экологичные методики, которые решают задачу укрепления здоровья и развития наших детей и всегда рады, когда к нашей команде присоединяются новые франчайзи, которым также интересно двигаться в этом направлении.