Современный детский сад – это большой и сложный организм. А его сердце, которое толкает кровь по сосудам, и без которого не обойтись ни в одном коллективе, – это, конечно, директор. Который, как мотор, заставляет весь механизм работать как положено.
О внутренней детсадовской кухне, буднях руководителя и фирменных лайфхаках рассказывает предприниматель Иван Мальцев, основатель международной франшизы детских садов «Binny native place» (117 садиков в России, Казахстане и Киргизии).
Условно работу директора в наших детских садах можно разделить на три больших блока: «Работа с родителями», «Работа с персоналом и текущие вопросы», «Перспективное планирование». Я говорю «условно», потому что все эти сферы так или иначе пересекаются друг с другом, и между ними, конечно, нет и не может быть какой-то жесткой границы. Но для удобства возьмем такую классификацию.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Она занимает важное место в расписании наших директоров. Мы настаиваем на том, чтобы у руководителя садика всегда было время пообщаться со взрослыми, которые приводят своих детей – либо утром, до занятий, либо вечером, после.
Почему это важно?
Во-первых, это возможность услышать из первых уст мнение о работе воспитателей, педагогов и садика в целом. Здравая критика может стать хорошим поводом что-то улучшить или «докрутить».
Во-вторых, в диалоге в неформальном общении укрепляются хорошие, доверительные взаимоотношения – а это лучшая профилактика любых конфликтов и недопонимания.
Особенно важно поддерживать такое общение с родителями детей, которые только-только пришли в сад и не полностью адаптировались в новых условиях. С остальными родителями детей-«старожилов» допустимо общаться реже, но не менее 1-2 раз в неделю.
Также руководитель лично проводит показы детского сада для родителей – потенциальных клиентов. Лучшее время для таких экскурсий в первой половине дня – либо во время занятий, либо когда дети на прогулке на свежем воздухе. Во второй половине дня оптимум – во время вечерних занятий или когда по расписанию у детей прогулки или соляная пещера. На директоре лежит ответственность за идеальную чистоту и порядок во время показа. Именно поэтому за 15-20 минут до встречи с родителями директор лично проверяет, чтобы в помещениях не было незаправленных кроватей, мусора после занятий, грязных горшков и т.д. И если во время «тестового захода» обнаруживаются какие-либо нарушения, управляющий поручает нянечке их быстро устранить. Так родители могут видеть, что в садике заботятся о чистоте и соблюдении всех санитарных норм.
Примерно раз в квартал мы проводим в каждой группе родительские собрания. На них руководитель рассказывает о различных нововведениях, анонсирует мероприятия на квартал (утренники, открытые занятия, чаепития и т.д.), информирует об изменениях цен, предлагает те или иные платные дополнительные занятия. Также для родителей могут проходить лекции по разным темам: возрастные особенности детей, борьба с капризами, преодоление застенчивости… Чтобы собрания проходили максимально продуктивно, их план составляется заранее. За 2-3 недели до встречи родители получают список примерных вопросов, которые будут обсуждаться на встрече, и, кроме того, могут предлагать свои темы.
РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ И ТЕКУЩИЕ ВОПРОСЫ
Каким бы дружным и сплоченным ни был коллектив, без постоянного контроля со стороны управляющего ни о какой эффективной работе говорить не приходится. В наших садиках мы реализуем этот контроль в разных формах.
С самого утра, после встречи детей (8.45) директор совершает первый обход по группам, где проверяет, как воспитатель проводит утреннюю гимнастику (круг доверия), предусмотренную расписанием. Заодно это занятие, которое проходит от 5 до 15 минут под музыку, можно заснять на мобильный телефон и выложить на страничках детсада в соцсетях.
Также директор в ежедневном режиме проверяет журналы утреннего фильтра детей и сотрудников, которые обычно заполняет медработник, либо другое ответственное лицо. Главная задача такого учета – выявить больных детей и отправить их домой, не допуская контакта с остальными малышами.
Руководитель следит за тем, чтобы на информационном стенде всегда висело актуальное меню, с которым могут ознакомиться все родители. Еще один важный момент – это работа повара. Обеспечен ли он всем необходимым? По мере надобности директор либо отправляет нянечку на закупки, либо меняет одни блюда в меню на другие.
Раз в неделю, когда у детей дневной сон, руководитель контролирует работу повара: как тот ведет журнал бракеража поступающей и готовой продукции, ведет учет температуры холодильника и т.д.
После завтрака руководитель посещает занятия и следит, чтобы они соответствовали расписанию. Если кому-то из воспитателей не хватает учебных пособий, наглядных материалов и т.д., заведующий должен как можно быстрее решить эту проблему, чтобы к занятию было все необходимое.
Во время обеденного перерыва есть время поработать с бухгалтерскими документами, подготовить договора с родителями, внести данные в CRM-систему и табель учёта рабочего времени. При необходимости – договориться о встрече с поставщиками, провести планёрки с воспитателями, нянечками, поварами и другими сотрудниками.
Если говорить о планерках, наиболее целесообразно проводить их дважды в неделю, в понедельник и пятницу. Понедельник лучше всего подходит для того, чтобы строить планы на неделю, решать текущие вопросы по снабжению, а также – обсуждать предложения, как улучшить работу сада. Пятница – это подведение итогов недели и оценка результатов, которых удалось добиться.
В обоих случаях повестка дня озвучивается заранее, чтобы все участники могли подготовиться.
Помимо планерок, еще одна форма работы с персоналом – это индивидуальные беседы. Руководитель проводит их, если кто-то из сотрудников нарушил должностную инструкцию, правила внутреннего распорядка или технику безопасности.
К текущим вопросам, которые, в основном, решает руководитель, также относятся:
— Закупка продуктов, питьевой воды, моющих средств и канцелярии – по мере необходимости. Обычно два раза в месяц (в среднем).
— Обновление материально-технической базы детского сада – не реже 1 раза в год
— Обновление договоров с обслуживающими предприятиями, поставщиками продуктов, провайдером интернета и пр. – по мере необходимости
— Поиск и найм персонала, ознакомление с должностными инструкциями, инструкциями по охране труда, пожарной безопасности и т.д. Передача документов бухгалтеру для оформления сотрудников.
— Составление графика отпусков (раз в год) и ведение табеля учета рабочего времени (каждый день).
— Систематическая проверка личных медицинских книжек и отправление сотрудников для их обновления (по мере необходимости).
— Составление графика мероприятий детского сада на год вперед.
— Составление графика генеральных уборок, которые проходят раз в месяц.
— Подготовка к проверкам Роспотребнадзора и пожарной инспекции в соответствии с новыми нормами (проверка наличия всех заполненных журналов, инструкций, маркировки, ЛМК и т. д.) Участие в проверках в качестве ответственного лица. Общение с представителями проверяющих служб.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Помимо тактических, руководитель также решает ряд стратегических задач, которые касаются развития детского сада в долгосрочной перспективе.
Что включает в себя эта стратегия?
Прежде всего, это установка на постоянное совершенствование собственных методик и программ. Обязательное условие – непрерывное внедрение дополнительных курсов и услуг для детей, модернизация уже существующих технологий.
Необходимо проводить мониторинг ближайших конкурентов, чтобы вовремя выявлять перспективные «фишки», которые могут повлиять на спрос со стороны клиентов.
Должен быть план закупок дополнительного оборудования для группы и улицы, которое позволит значительно разнообразить занятия.
Поставить цель по увеличению плана продаж абонементов, который будет мотивировать коллектив вкладывать еще больше энергии и любви в свое дело.
Если есть такой запрос – получить лицензию на ведение образовательной деятельности.
Также важно позаботиться о непрерывном повышении квалификации персонала, как на платной, так и на бесплатной основе.
И, конечно, и сам руководитель должен подавать пример – знать содержание программ, по которым работает детский сад, заниматься самообразованием, изучать актуальное законодательство и новейшие методики развития детей.
Это, разумеется, далеко не всё, что можно сказать о роли руководителя в детском саду. Заведующий – лицо детского сада. И мы в «Binny Native Place» стремимся, чтобы на этом месте всегда был человек, который искренне любит и детей, и дело, которому служит.