Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году. Окончив медицинский факультет, она получила степень доктора наук, что было крайне необычно для конца XIX века. Начав собственную практику, Мария работала с умственно отсталыми детьми. В это же время начал складываться её собственный педагогический метод. Когда выяснилось, что дети, с которыми занималась Монтессори, показывают лучшие результаты, о педагоге заговорили. В 1906 году она открыла свою первую школу, где начала оттачивать собственные дидактические приёмы. Это начинание оказалось настолько успешным, что вскоре новаторские идеи распространились не только в Италии, но и в других странах – в том числе в Швейцарии, Японии, Индии, США, Новой Зеландии. И сегодня «метод Монтессори» — одно из самых авторитетных направлений в мировой педагогике.
ДАТЬ РЕБЁНКУ БОЛЬШЕ СВОБОДЫ
Девиз Монтессори-метода гласит: «Помоги мне сделать это самому». Учитель или воспитатель здесь уже не играет такой роли, как, например, в классическом детсаде или школе. Если это частный детский сад Монтессори, воспитатель превращается в наставника. который присматривает за детьми, мягко направляет их внимание. Но если говорить в целом, он практически не вмешивается в учебно-воспитательный процесс. Дети сами выбирают, чем, как и насколько долго им заниматься. Эта свобода во многом дисциплинирует и вырабатывает у малышей полезные навыки – сосредоточенность, целеустремленность и т.д. Но, чтобы раскрыть потенциал Монтессори-методики в полной мере, нужно учитывать несколько ключевых особенностей.
СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ
Методика Монтессори в детском саду основана на следовании сенситивным периодам. Их несколько, и каждый из них по-своему уникален.
Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). В это время малышей можно и нужно учить соблюдению чистоты и порядка. Наставники учат класть взятые игрушки на место, вытирать пролитую воду, убираться за собой.
Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). В этом возрасте дети должны проводить свое время на улице, на детских площадках, горках, качелях. Это время развития координации и укрепления мышц
Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Это время, когда ребёнок сталкивается со всем многообразием запахов, цветов, вкусов, ощущений, составляя свою собственную картину мира.
Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Монтессори много внимания уделяла развитию мелкой моторики. По мнению педагога, хорошо развитая моторика напрямую влияет на умственное развитие и способность к дальнейшему обучению.
Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Популярное мнение – ребёнок просто обязан заговорить к году. Но Монтессори была уверена, что детский речевой аппарат развивается до шести лет включительно.
Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). В это время ребёнок постепенно входит в социум, осознавая себя частью большого взрослого мира. Он учится взаимодействовать с другими людьми, реагировать на них и адекватно проявлять своё собственное «Я».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Мария Монтессори очень тщательно и критично подходила к созданию особой творческой среды, которая бы позволяла ребёнку раскрыть свои таланты и способности в полной мере.
Каковы её характерные особенности?
Игровая комната разделяется на несколько зон. Это могут быть секторы, посвященные математике, сенсорному развитию, естествознанию и др. Каждый из них посвящён развитию тех или иных навыков и способностей.
Все предметы, включая игрушки и различные учебно-развивающие пособия должны располагаться на уровне роста ребёнка. Так он сможет в любой момент взять их и положить на место.
Все предметы представлены в единичном исполнении. Это сделано для того, чтобы дети умели расставлять приоритеты и учились договариваться между собой в ожидании своей очереди поиграть или позаниматься.
Важную роль в садике играет автодидактичность – то есть, четкая ориентированность на самостоятельность. В игровой комнате никто не вмешивается в процесс, не указывает и не исправляет ребёнка.
В Монтессори-классах используется специальная детская мебель, стульчики и столы, которые дети легко могут переносить с места на место. При этом все предметы, с которыми взаимодействуют малыши – ложки, веники, расчёски и т. д. – во «взрослом» исполнении. Это нужно для того, чтобы дети с самого раннего возраста приобщались к миру больших форм и объектов.
Дети, которые ходят в детские садики Монтессори, как правило занимаются в разновозрастных группах. Старшие присматривают за младшими, а младшие тянутся к старшим.
ЧТО ДАЁТ СИСТЕМА МОНТЕССОРИ ДЕТЯМ?
Главное, что нужно знать о программе Монтессори в детском саду – она помогает детям избавиться от страха перед учёбой. В отсутствие какого-либо принуждения или давления со стороны наставников они могут заниматься в своём собственном темпе, без оглядки на других. Они гораздо любознательнее и инициативнее своих сверстников, которые ходят в обычные детские сады. Это будущие взрослые, которые с раннего возраста умеют занять себя, грамотно распределяют своё время, поддерживают порядок дома и на своём рабочем месте. Они много активнее и самостоятельнее, и готовы проявлять больше настойчивости в достижении тех или иных целей. Как показывают многочисленные опросы и научные исследования, дети, которые воспитывались по системе Монтессори, на голову превосходят своих ровесников. Так что можно сказать – метод Монтессори вполне заслуженно пользуется авторитетом по всему миру. И сегодня, будучи адаптированным к современным реалиям, он продолжает своё благое дело.