В последние годы франчайзинг стал своеобразным трендом, но при этом споры вокруг выгодно-невыгодно не прекращаются. Большинство экспертов уверены, что покупка франшизы сегодня является хорошей возможностью открыть собственный бизнес «под ключ». В этой статье объясним, что представляет собой франчайзинг своими словами, почему этот формат популярен, какие риски и выгоды ждут покупателя франшизы.
Если объяснять кратко и простыми словами, то это продажа прав на использование торговой марки. Например, рестораны сети Макдональдс или кофейни Старбакс открываются по всему миру благодаря франчайзингу. Заходя в одно из таких заведений, вы всегда увидите одинаковое меню, купите товары стандартного качества по сетевой цене.
Франчайзинг дает право предпринимателю открыть собственный бизнес, но под именем более известного раскрученного бренда. При этом он становится франчайзи и получает поддержку франчайзера – владельца франшизы.
Предпринимателю, особенно новичку без коммерческого опыта, выгодно работать на условиях франчайзинга по ряду причин. Вместе с франшизой он «покупает» репутацию и раскрученное имя франчайзера, а также получает ряд выгод:
Покупка франшизы в разы облегчает старт бизнеса и позволяет снизить риски. Бизнес-модель уже настроена и проверена. Бренд знают на рынке, а значит на начальном этапе поток клиентов будет обеспечен и франчайзи не придется нарабатывать аудиторию с нуля.
Франчайзер тоже получает немало преимуществ от продажи права на использование своего бренда:
Чтобы получить все эти «плюшки», франчайзер обеспечивает всестороннюю поддержку партнера. Он помогает найти подходящее помещение, обучает персонал, заботится о продвижении и рекламе новой точки, сопровождает и консультирует, не бросая франчайзи с проблемами один на один.
Стоимость складывается из нескольких платежей:
Франчайзинг как форма развития бизнеса активно используется как крупными компаниями, желающими расширить свою сеть и географию присутствия, так и предпринимателями, которые получают поддержку и снижают риски на старте.
Предприниматель (франчайзи) получает на выгодных условиях товар от франчайзера для последующей продажи. Примеры товарного франчайзинга – автосалоны, заправки, точки продажи кофе, коктейлей, алкогольных напитков. В отличие от обычных магазинов здесь прописываются в договоре условия использования товарного знака и фирменная технология продаж. Плюс – франчайзи не тратит средства на раскрутку и рекламу.
Франчайзи получает оборудование и технологии для производства продукции, а также уникальный опыт, что помогает ему быстрее продвигаться на рынке. Франчайзер при этом решает задачу распространения бренда в регионы, увеличивает узнаваемость торгового знака, наращивает лояльную аудиторию.
Данный тип франчайзинга подразумевает передачу фирменных технологий обслуживания. Франчайзер обучает персонал определённым стандартам обслуживания и строго следит за их соблюдением. Яркий пример – McDonalds.
Этот вариант предполагает максимально плотное взаимодействие предпринимателя, купившего франшизу, и организации, под чьим брендом открывается новая точка. Франчайзер сопровождает франчайзи на всех этапах – начиная от обучения и заканчивая рекламой в соцсетях и настройкой админ-процессов.
В бизнес-формате организовано 75% всех франшиз, так как это наиболее удобный и выгодный для начинающего предпринимателя вариант. Он получает комплексное готовое решение и полную концепцию бизнеса – от выбора помещения до униформы персонала. А также во франшизный пакет входит система маркетинга и продвижения, повышение квалификации сотрудников и так далее.
Бизнес-модель франчайзинга дает преимущества как владельцу франшизы, так и покупателю. Первый – франчайзер – получает доход от продажи франшизного пакета и возможность расширения сети за счет новых точек. Второй – франчайзи – начинает свое дело по проверенной рабочей бизнес-модели, снижая тем самым риски прогореть и потерять деньги.
Это анализ всех процессов в бизнесе. Такая модель наглядно показывает, как бизнес работает изнутри:
Потенциальным франчайзи, которые планируют приобрести франшизу, бизнес-модель помогает проанализировать потенциал ниши, обозначить скрытые риски, проверить жизнеспособность идеи.
Партнеры | Что мы делаем для них |
Что они делают для нас | |
Процессы | Как производим/оказываем услуги |
Как продукт/услуга решает проблему клиента | |
Достоинства | Почему люди будут покупать наш продукт/заказывать нашу услугу |
Клиенты/покупатели | Как привлекаем |
Как удерживаем | |
Сегменты аудитории | Кому мы продаем |
Что важно для ЦА (цена, качество, имидж и т.д.) | |
Каналы коммуникации | Где рассказываем о продукте/услуге |
Как привлекаем | |
Издержки | За что и сколько платим |
Точки снижения издержек | |
Доходы | Ценообразование |
За что нам платят |
Франчайзер делится своими знаниями и опытом, передает стандарты работы, правила найма и подготовки персонала. Например, франшиза детского сада Binny предполагает:
В результате франшиза детсада Binny является примером успешной инвестиции в бизнес со стабильной доходностью.
Прежде чем начать бизнес по схеме франчайзинга, нужно понять, что такое составляющие франшизы и как они влияют на успешность проекта. Если франчайзер что-то недоработал, не додал покупателю-партнеру, франшиза будет сырой, а бизнес «не взлетит». Тщательно проработанный франшизный пакет включает 4 ключевых элемента, о которых расскажем ниже.
Это имя, по которому бренд узнают потребители. Именно с торговой маркой ассоциируется деятельность франчайзера. Такая привязка гарантирует стабильный приток клиентов и успешность бизнеса, открытого по франшизе.
Покупая франшизу, вы приобретаете право использовать торговую марку (имя, дизайн интерьера, изображения, образы, репутацию), что обеспечивает узнаваемость и лояльность к бизнесу. А это открывает путь к успеху.
Это детальная инструкция, в которой по пунктам расписано – с чего начать, как работать и развивать бизнес. В руководстве подробно указаны все аспекты деятельности, стандарты качества, правила обучения персонала, маркетинговая стратегия.
Элементы обычного start-book:
Чтобы составить франшизу с быстрой окупаемостью и высокой прибыльностью, нужно учесть малейшие нюансы. Например, руководство франшизы детского сада Binny содержит более 200 подробных инструкций и шаблонов, чек-листов и документов для работы.
Сюда относится накопленный опыт, авторские методики, необычные маркетинговые инструменты, знания, которые необходимы новому партнеру для развития бизнеса по франшизе. Это позволит франчайзи избежать большинства ошибок и снизит риски провала.
Ноу-хау франшизы Binny – это:
Франшиза предполагает постоянную поддержку франчайзи по всем вопросам касательно ведения бизнеса:
Франшиза детских садов Binny – это ежедневная поддержка профессионалов, развернутый план открытия бизнеса, продуманные модули обучения и окупаемость инвестиций за 18 месяцев.